Детский хореографический ансамбль
«ЮНЫЙ МОСКВИЧ»

8 (495) 618-82-77

НАПИCАТЬ ПИСЬМО

Главная » Педагоги и выпускники » Вера Ивановна Ингель

Вера Ивановна Ингель - Основатель ансамбля «Юный Москвич»

Вера Ивановна — педагог от бога!

Основатель ансамбля — Вера Ивановна ИнгельНаш ансамбль берет свое начало в двух московских школах, в которых Вера Ивановна начала работать еще в 1954 году. Это — школа № 485 тогдашнего Ждановского района и школа № 8 тогдашнего Ленинского района. Директором школы № 8 была Ирина Федоровна Сабельникова, при которой в этой школе было много различных кружков, включая и танцевальный. Школа № 485 располагалась в рабочем районе, большая часть жителей которого работала на крупных предприятиях — на автозаводе «ЗИЛ» и на Первом подшипниковом заводе. Для нас — детей, преимущественно, рабочих, появление такого кружка в школе было радостным событием. Изначально это были просто кружки бальных танцев, где занимались все желающие из учащихся школы. Мы с большой охотой посещали эти занятия, которые были вменены всем учащимся (от младших до старших классов) как обязательные уроки танцев один раз в неделю.

И это не удивительно: ведь директором нашей школы была Фаина Васильевна Мельникова — выпускница Смольного института благородных девиц, где, помимо всего прочего, обучали музыке и танцам. Фаина Васильевна очень благоволила ко всем творческим начинаниям Веры Ивановны, давая простор ее деятельности и понимая, как это важно и для воспитания школьников, и для раскрытия в них их способностей. Вера Ивановна обучала нас и бальным танцам, в первую очередь, вальсу, и современным (твист, шейк), и народным. Она ставила танцы для школьных спектаклей, проводила школьные балы, отчетные концерты, где лучшие танцоры школы демонстрировали свое мастерство.

Именно этих лучших из обеих школ Вера Ивановна приглашала в свой танцевальный кружок, который начал формироваться уже в 1954- 1955 учебном году. Кружок обитал в стенах Районных жилищных управлений (по-нынешнему — ДЭЗ), которые, кстати, были очень чистыми, ухоженными и даже с большими зеркалами. Начинали мы заниматься в РЖУ на Петровке, 22. Нас было человек 12 −14, не считая маленькой солистки трех с половиной лет — Олечки Гостемиловой, которую очень любила Вера Ивановна. Оттуда в 1956 году мы переехали на соседнюю улицу — на улицу Горького, ныне Тверскую, где прозанимались вплоть до нашего исторического переезда в ДК им. Зуева в 1961 году.

Нас было уже значительно больше, когда мы переехали на Лесную. Здесь наш коллектив начал очень быстро разрастаться. Условия были замечательные, и Вера Ивановна объявила набор детей разных возрастов и, в первую очередь, малышей — от пяти лет и старше. К моменту нашего переезда в ДК за нашими плечами было уже много концертов на разных площадках Москвы: в школах, в домах культуры, в домах пионеров, в городских парках; мы участвовали в различных конкурсах и, в частности, в конкурсах бальных танцев (вальс, полонез, мазурка и др.). И то, что Веру Ивановну вместе с ее питомцами пригласили в просторные залы ДК им. Зуева, — было логическим завершением ее интенсивной работы на этом отрезке творческого пути.

До переезда в ДК Вера Ивановна занималась с нами одна. Правда, она приглашала танцоров со стороны, когда ставила танцы других народов; например, — румынский, болгарский, кубинский. Но в этом случае, задача приглашенных танцоров заключалась только в том, чтобы разучить с нами соответствующие движения, рассказать об особенностях данного национального танца. Вера Ивановна, конечно же, все это знала. Но она хотела, чтобы сами носители определенной национальной культуры влили в нас частичку духа и темперамента их народа, чтобы мы это восприняли и выразили в танце. Вера Ивановна делала все, чтобы мы почувствовали, что такое румынский, болгарский, русский и любой другой народный танец.

И мы, дети, понимали ее. Понимали потому, что и она понимала нас. Вера Ивановна, как мало кто другой, хорошо чувствовала внутреннее состояние ребенка, его природу. У нее был тонкий вкус относительно того, какой танец по своему содержанию и форме соответствует тому или иному возрасту детей. Все ее танцы были сюжетно интересными, понятными, жизнерадостными; именно поэтому мы с таким удовольствием и любовью их танцевали. Именно поэтому на ура принимала их публика. «Топотушки», «Казачата», «Чешская полька», «Две Олечки подружки», «Дети нашего двора», «Румынский» — это неполный список танцев, поставленных во второй половине 50-ых. И когда позже она стала приглашать других постановщиков, то отдавала предпочтение сюжетным, искрометным танцам. И кто же сейчас из бывших участников Ансамбля не захотел бы снова станцевать «Флотский», «Румынский», «Венгерский», «Цыганский», «Ляну» и другие танцы?

А как она занималась с малышами! Сначала, конечно, разминка у «станка», потом «середина», потом разучивание движений, затем прогон и отработка какого-либо танца. И в самом конце награда — танец-игра, смысл которой — танцуй, как хочешь, изображай из себя, что хочешь, лишь бы было весело. Какая это была радость для малышей!

Вера Ивановна была педагогом от Бога. Видимо, именно поэтому в нашем ансамбле царил дух большого слаженного коллектива, дух большой семьи. Как только мы, старшие, вырастали из наших детсадовских танцев Вера Ивановна, приставляла нас к малышам, говоря приблизительно следующее: «Ну, давай, теперь ты покажи, как нужно танцевать!» И так каждый из нас, как только представлялась возможность, обучал младших своему танцу или своему соло. Так она вселяла в нас уверенность, вырабатывала чувство ответственности и за свою работу, и за малышей. Она относилась к нам как к соучастникам творческого процесса.

Основатель ансамбля — Вера Ивановна ИнгельНапример, во время создания «Румынского танца», она делилась с нами своими задумками относительно его сюжета и прислушивалась к нашим размышлениям. Это не было игрой в демократию. Она прислушивалась к нашему мнению, к тому, что рождало наше воображение. Подобный доверительный подход к нам способствовал тому, что в ансамбле не было групп, противопоставляющих себя всем или друг другу. Мы были единым целым. И даже называли себя ингелятами — от Ингель, сочинив по этому поводу веселую песенку, в которой были и такие слова: «Мы — ингелята, и этим горды». И это единое целое, этот большой корабль, который позже получил звание «народного» и имя «Юный москвич», вел мудрый, любящий свое дело и своих «пассажиров», кормчий — Вера Ивановна Ингель.

Разрастание Ансамбля потребовало увеличения числа преподавателей. И Вера Ивановна, будучи не только замечательным педагогом, хореографом, но и блестящим организатором, приглашала лучших. Первой из них была Римма Сергеевна Потапова, в прошлом прима-балерина театра Станиславского и Немеровича-Данченко. Она вела класс, что способствовало нашей более основательной технической подготовке. Позже был приглашен Виктор Голубков, поставивший «Ляну». Еще чуть позже Альберт Александрович Жуков и Василий Васильевич Савин — в недавнем прошлом солисты Ансамбля им. Игоря Моисеева; Ольга Семеновна Монякина — в прошлом учительница Веры Ивановны по танцам, Давид Владимирович Плоткин — балетмейстер и другие. Это был замечательный состав педагогов, отлично знавший свое дело. Но главной движущей силой, сцепляющей все воедино, была, конечно, Вера Ивановна.

Ведь Ансамбль — это ее детище, которое она взращивала, десятилетиями, не жалея своих сил и здоровья. Для нее мы были ее детьми, которым она хотела дать все лучшее из своих рук. Она преподнесла нам город на Неве со всеми его красотами, Эрмитаж с его шедеврами, Петергоф с его дворцами и Невский проспект с его уютными кафе. Вера Ивановна очень любила вкусно покормить нас, считая, видимо, что в этом мы не избалованы. Во всех городах и весях Советского Союза, куда мы приезжали с концертами, она не забывала и о культурной программе. Так было в Ленинграде, В Одессе, в Ялте, в Киеве; так было и во время нашего путешествия на теплоходе по Волге через Ярославль, Углич в Горький (ныне Нижний Новгород). Всего не опишешь.

Это лишь небольшая часть того, что помним мы, пришедшие к Вере Ивановне на заре ее творческой деятельности в 1954 — 1955 учебном году, и те, кто пришел до 1961 года, и те, кто влился в «костяк» Ансамбля чуть позже уже в стенах Дома Культуры. Остальное, не менее интересное, пусть вспомнят последующие поколения «юных москвичей».

Кстати недавно, в канун 55-летия нашего Ансамбля, в стенах Дома Культуры собрались представители почти всех поколений его бывших участников. Мы собрались, чтобы подготовиться к празднованию юбилея нынешней весной. Очень разные по возрасту, по профессии, по социальному статусу, мы необыкновенно хорошо чувствовали себя вместе! Ведь общались мы нам языке, понятном всем нам — на языке Танца! Нас единила энергия Танца! А главное, мы понимали, что единение, которое мы ощущаем, собравшись вместе, — это то, что вдохнула в нас Вера Ивановна, — любовь к Прекрасному, любовь к Танцу. И, казалось, вот она сейчас войдет и скажет: «Что за галдеж!? На репетицию!»


Наши достижения

Есть вопросы?
Спрашивайте!

Ваше имя *
E-mail *
Ваш вопрос *

© 2014, Все права защищены
Детский хореографический ансамбль
«ЮНЫЙ МОСКВИЧ»

 

Адрес: Москва, ул. Лесная, 18, ДК им. Зуева
Тел.: 8 (499) 250-02-32, вахта ДК им. Зуева
8 (495) 618-82-77, 8 (905) 597-16-47